Добро пожаловать на сайт питомника

Здесь Вы найдете информацию о собаках породы: Джек Рассел терьер, Вельш Корги Пемброк, Миниатюрный бультерьер / минибуль /, Английский стаффордширский бультерьер / стаффбуль, стаффи /. Фотографии собак, щенков, выдержки из стандартов пород и множество другой информации по разведению и содержанию собак! Так же Вы сможете купить щенков этих пород в нашем питомнике ( в Москве ) недорого.





Here You will find information about kennel-klub "Star Dust" (breeds: Jack Russel Terrier, Welsh Corgi Pembroke, Mini Bull Terrier, Staffordshire Bull Terrier), photographies of dogs and puppies, endurances from standards of sorts, as well as information on tonsorial and hotel for dogs and ensemble other information on a reconnoitring and contents of dogs.

Как формируется и меняется поведение собаки? Очень полезный лонгрид и для владельцев, и для специалистов!





Каждое животное – уникально! Это касается любого живого существа на нашей планете. И, конечно же, наших любимых собак. Мы знаем, что существуют породные линии, особые стандарты, формы, окрасы, качества, присущие определенным породам и группам собак и т.д. Но, когда мы начинаем говорить об индивидуальном чувственном восприятии окружающего мира, то здесь стоит сделать исключение. Пока человек или собака растет, то жизненный опыт, окружающая среда, здоровье, питание, физические упражнения и ментальные нагрузки фактически изменяют работу генетического кода (ДНК) животного.

ЭПИГЕНЕТИКА.

Это называется Эпигенетика. Наука, которая изучает внешнее воздействие на генетический код и то, как такие вмешательства влияют на работу генов, что заставляет их «включаться» или «выключаться». Такие изменения не меняют последовательность ДНК, но в то же время оказывают непосредственное влияние на то, как клетки «считывают» информацию, которая заложена в геноме животного.

Недавнее исследование, которое занималось изучением бельгийских малинуа, обнаружили у этой породы собак гены, ответственные за склонность к ярко выраженному агрессивному поведению. В этом исследовании изучается тот факт, что применение аверсивных (жестких, негативно воздействующих) методов обучения привело к экспрессии данного набора генов. Сейчас эти гены изучаются, рассматриваются непосредственные воздействия, которые приводят к их экспрессии для того, чтобы можно было исключить их в процессе обучения собак, таким образом избегая проявления агрессивных реакций со стороны животного.

Для нас, тренеров и владельцев собак, которые грамотно подходят к процессу обучения и воспитания собак, такие исследования и следствия из них, на мой взгляд, очень важны. Понимание того, что не гены формируют поведение, а воздействие внешних и внутренних факторов оказывают на них непосредственное влияние, тем самым формируя психологическое и физическое состояние животного и проявление различных видов поведения, дает нам великолепные возможности для того, чтобы избежать воздействий, которые могут быть причиной проявления негативных асоциальных форм поведения.

РАННИЙ ОПЫТ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ.

Правильное «оформление» раннего опыта является необходимым и естественным для любого животного, которое в будущем сможет успешно справляться с широким разнообразием окружающего мира. Если мы не будем знакомить щенка или ребенка с воздействием различных социальных проявлений, например, таких как: люди, другие собаки, поверхности, звуки, запахи и т.д., давая ему корректную информацию о том, как вести себя в предложенных ситуациях. То мы осознанно рискуем вырастить взрослую собаку или человека, которому будет намного труднее адаптироваться к постоянным изменениям окружающего мира, в отличие от тех щенков и детей, родители которых уделяли должное внимание раннему развитию и получению социального и эмоционального опыта.

Но также мы должны понимать и учитывать тот факт, что каждое животное уникально, индивидуально в своем чувственном восприятии – и те дозы и формы обучения, привыкания, десенсибилизации, с которыми справляется один щенок или ребенок, для психики другого могут быть непосильны. Такое происходит, когда мы не прислушиваемся к состоянию животного, когда заставляем делать то, что собака или ребенок не хочет. Также, если мы не даем возможности щенку делать свой выбор, предупреждаем все его опасности и страхи – воспитываем его несамостоятельным, боящимся всего животным. Культивируем страхи, которые позднее могут быть причиной агрессивных реакций.

На данный момент ситуация складывается таким образом, что многие щенки с рождения растут в обедненной среде, вне условий для правильного развития быстро растущего детского мозга. Увы, не все заводчики заботятся о том, чтобы правильно знакомить малышей с окружающим миром. Поэтому, когда люди берут себе в семью щенка, то он оказывается просто не готов к быстрым изменениям социальной и эмоциональной среды. Еще чаще такая неготовность проявляется, если щенок довольно долго жил в питомнике, при этом люди (заводчики) не прикладывали усилий к тому, чтобы гармонично и последовательно развивать его. Причины такой халатности и безразличия к живому существу могут быть различны, но мне не хотелось бы рассматривать их в данной статье.

Что происходит потом?! «Родители», новая семья щенка, не всегда знают, как последовательно знакомить щенка с новыми ситуациями, в которые он погрузился буквально с головой. Малыш начинает «плохо» вести себя дома, боится гулять, лаять на все и т.д. И что делают люди – ищут специалиста, кинолога. Логично. Но не все тренеры готовы рассматривать индивидуальные особенности щенка и зачастую используют так методы обучения, которые не всегда благотворно влияют на собаку. Для неподготовленного молодого мозга щенка такие методики могут быть причиной эмоциональных перегрузок и психологических травм. И ситуация только усугубится. Хороший заводчик и тренер знает о том, что тренировать психику быстро растущего мозга щенка нужно поступательно, постепенно наращивая физические и психоэмоциональные нагрузки.

Вернемся к нейробиологии. Мозг формируется с самого рождения. А, если посмотреть глубже, то начиная с внутриутробного развития щенка.

Поэтому первоочередная задача заводчиков обеспечить качественный период беременности для мамы щенков. И, конечно, первые несколько лет или недель (в зависимости от вида животного) являются очень важными в формировании связей между нейронами (нервными клетками). Их можно сравнить с паутиной, которая разрастается по мере того, как щенок или ребенок сталкивается с новыми жизненными ситуациями. Такой процесс называется Нейрогенез. И он оказывает непосредственное физическое влияние на процесс обучения животного, который в свою очередь происходит в отделе мозга под названием «гиппокамп». Структура, ответственная за рабочую память и преобразования кратковременной и долговременной памяти. В гиппокампе хранится и записывается информация, которая позволяет животному успешно адаптироваться к воздействию внешнего мира и выживать в нем.

Например, Вы пьете горячий чай и щенку интересно посмотреть, понюхать, что находится в кружке. Его носик тянется к чашке, но тут он немного обжигается или его обдает горячим воздухом, исходящим от нагретого предмета. В организме щенка активируется реакция, которая называется потенциал действия (электрохимический сигнал, образующийся в нервной клетке и идущий в мозг). В данном случае с горячей кружкой такой сигнал путешествует от нервных окончаний в области носа щенка через спинной мозг и непосредственно к головному мозгу. Тот в свою очередь посылает сигнал двигательным нейронам, расположенных в мышечных волокнах, а те уже стимулируют определенные виды мышц, которые «отодвигают» нос и тело щенка от опасности. Это не значит, что щенок будет бояться всех чашек, но в будущем он будет более аккуратно исследовать то, что Вы пьете или едите. Информация о возможной боли от тепла «запишется» в гиппокампе.

И чем больше будет различных научений, тем мозг щенка будет лучше адаптирован к изменениям окружающей среды. Конечно, это очень простое и схематичное описание процесса обучения. На самом деле факторов, которые влияют на эффективность обучения и формирование памяти намного больше, чем простое описание схемы «стимул-реакция». Это важно учитывать, т.к. многие еще думают, что наказание в момент «плохого» поведения может быть эффективным. Когда мы наказываем собаку, то, во-первых, мы делаем это намного позже (за это время мозг может совершить уже миллионы других операций), и, во-вторых, не всегда мы можем точно знать, какой из окружающих раздражителей оказывает наибольшее влияние на ее состояние.

СТРЕСС.

Стресс оказывает колоссальное влияние на людей, собак и других животных. И поэтому мы обязаны учитывать его воздействие на структуры мозга во время работы по изменению определенных видов поведения. Да и на организм животного в целом.

Кортизол, основной гормон стресса, блокирует работу нейронов, а точнее синапсов, расположенных в гиппокампе и префронтальном кортексе. И в то же время повышает активность работы миндалины, центра базовых эмоций в мозге животного, что приводит к возбуждению и проявлению более «острых» поведенческих реакций, так называемому «захвату эмоций». На самом деле, такая особенность работы мозга позволяет животным выживать в стрессовой ситуации, реагируя на изменения окружающей среды практически мгновенно. Если долго думать, подключая участки мозга, расположенные непосредственно в коре, то можно погибнуть.

Но в обычной жизни домашней собаки или современного человека не так много ситуаций, которые угрожают их существованию. Рассматривая стрессоры, мы скорее можем говорить о воздействии хронического стресса на организм животного, как эмоционального плана, так и физического.

Ни собака, ни человек не может принимать осознанные решения эффективно, если находится в состоянии хронического стресса. Процесс обучения может быть малоэффективен, а если в таком процессе используются методы, которые повышают уровень стресса животного – причиняют физическую или эмоциональную боль, планка требований выше возможностей физических и ментальных возможностей животного, то такие «тренировки» только усугубят состояние собаки. Вплоть до угнетения работы иммунной системы, что приводит к так называемым болезням адаптации.

Сейчас много говорится о пластичности мозга, о возможности изменения существующих нейронных связей и возникновении новых. Да, это удивительное открытие работы головного мозга. Мозг, действительно, не статичен: может развиваться и изменяться до самой смерти. Но пластичность мозга зависима от воздействия различных факторов.

Например, возраст: мозг ребенка все же более пластичен, чем мозг пожилого человека. Молодой щенок намного лучше поддается обучению, чем пожилая собака. Насколько человек или собака успешно тренировали свой мозг в течение жизни. Да-да, мозг тренируется, как и тело. Синапсы, о них мы поговорим позднее, можно «прокачивать», как бицепсы в тренажерном зале. Но, опять же, особенности развития и работы мозга у каждого животного индивидуальны. Эти моменты мы, конечно, должны учитывать при обучении собак.

Стресс влияет на пластичность мозга, на способность животного обучаться новому или избегать проявления нежелательного поведения. Вот почему при разработке программы менеджмента или так называемой антистрессовой программы, мы в первую очередь должны сделать так, чтобы собака, находящаяся в состоянии хронического стрессе, могла избегать встречи со стрессорами, которые приводят ее в возбужденное/подавленное или неконтролируемое состояние. Это так называемый период отдыха. Кому-то достаточно нескольких дней или недель, а кому-то и года будет мало. Все зависит от продолжительности и глубины воздействия стресс-факторов, которые привели животное в такое состояние.

Постарайтесь дать собаке перерыв. Да, это требует огромного терпения и усилий с нашей стороны, но это необходимо для того, чтобы снизился уровень гормона стресса, кортизола. В среднем этот период занимает от двух до трех недель.

Если собака реактивно реагирует на множество триггеров; ее симпатическая нервная система находится в состоянии овердрайва, то, возможно, стоит обратиться к специалисту по поведению или ветеринару, который сможет подобрать необходимые препараты, снижающие уровень стресса. Но Вы должны понимать, что это не поможет собаке изменить поведение, а только немного снизит симптоматику. Не цепляйтесь за фармакологию, как за волшебную палочку, пожалуйста.

Когда я работаю с так называемыми «проблемными собаками», то прописываю программу действий, которая включает в себя упражнения и методики, которые способствуют снижению уровню стресса. Также мы с клиентом максимально стараемся избегать воздействия стрессоров, которые пагубно влияют на психоэмоциональное и физическое состояние животного (подбор удобной амуниции, снижение нагрузок, спокойные маршруты прогулок, если необходимо, то изменение рациона). И очень аккуратно вводим методики, которые позволяют модифицировать поведение – выработать новые реакции, не давая возможности проявлять старые.

«ТРЕНИРОВКА» МОЗГА

Думаю, многие из нас знают, что когда мы занимаемся с собакой модифицированием ее поведения, инициирующегося в ответ на какой-либо раздражитель, то, конечно, стараемся подкреплять новое (необходимое нам), а нежелательное стараемся избегать/игнорировать. Логичный, верный путь в обучении собаки. Потому что мозг, действительно, работает таким образом.

Давайте рассмотрим этот процесс с точки зрения нейробиологии поведения. Конечно, очень схематично. Но, думаю, понять общий принцип будет возможно.

Нейромедиаторы или нейротрансмиттеры – это химические «курьеры», которые проходя через синапсы от одной нервной клетки к другой. Они переносят сигнал в химической форме.
Передача нервного импульса, электрического сигнала, воздействуют на эти нейромедиаторы, а они уже достигают «желаемого» отдела мозга.

Чем чаще нервный импульс инициирует передачу химического сигнала посредство нейромедиаторов, тем чаще мозг обрабатывает эту информацию и превращает в конкретное поведение. Это очень-очень упрощенное толкование процесса, который называется «долговременная потенциация – Long Time Potentiation»: усиление синаптической передачи между двумя нейронами. LTP участвует в механизмах нейропластичности, обеспечивающих нервную систему живого организма возможностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Долговременная потенциация совместно с «долговременной депрессией» лежат в основе клеточных механизмов памяти и обучения.

Если говорить о долговременной депрессии (это никак не связано с понятие депрессии в психологическом контексте), то в данном нервный импульс недостаточно «силен», чтобы достичь необходимого участка мозга, и не может инициировать проявление поведения. Если мозг не использует определенные участки нейронных сетей, то он все реже обращается к ним. Нейронные связи ослабевают.

Вот так «прокачиваются» участки мозга. Конечно, это очень поверхностное объяснение. Но нам это дает хорошую научную опору для того, чтобы использовать во время обучения собаки положительное подкрепление и отрицательное наказание. Это эффективно и не травмирует психику и организм животного в целом, в отличие от аверсивных методов.

Таким образом, работая над снижением общего уровня стресса и закрепляя у собаки новые необходимые нам виды поведения в ответ на определенные стимулы/раздражители, мы учим ее понимать, что не все так страшно в окружающем мире, что можно справляться с пугающими ее жизненными ситуациями. В мозге собаки формируются новые сильные нейронные связи, старые ослабевают, атрофируются.

Но опять же мы должны понимать, что не у всех животных мозг одинаково пластичен и способен быстро изменяться. Мозг всегда старается использовать старые «пути» в решении жизненных ситуаций. Потому что мы должны индивидуальным образом подходить к решению проблемы поведения определенной собаки. Также и процесс обучения полезным навыкам для каждого щенка или взрослой собаки может быть различной продолжительности. Конечно, есть «тугодумы», но это не значит, что они балованные или плохие собак. Просто их мозг работает медленнее, по вполне объективным причинам.

Вот и все. Постарался очень кратко описать, как меняется поведение, как мозг обучается с нейробиологической точки зрения.



источник: simplybehaviour.com, адаптивный перевод Антон Волков










Телефон: (8-925) 272-65-44
(8-916) 564-58-75
Copyright 2008. Питомник « Звёздная Пыль »